Вознесенськ єврейський

Тема в разделе "История", создана пользователем Artur, 29 сен 2016.

  1. Artur

    Artur местный

    Регистрация:
    15 фев 2012
    Сообщения:
    319
    Симпатии:
    28
    Баллы:
    0
    Адрес:
    Camelot (Voznesensk).
    Знайшов цікаву статтю. Тема, до речі, актуальна в зв’язку з роковинами подій в Бабиному Яру http://judaica.kiev.ua/old/Conference/conf2004/23-2004.htm


    Матеріали ХІI міжнародної наукової конференції
    «Єврейська історія та культура в країнах Центральної та Східної Європи —
    ЄВРЕЙСЬКЕ КРАЄЗНАВСТВО ТА КОЛЕКЦІОНУВАННЯ»


    Елена Гриневич
    /Николаев/


    Соколы, Вознесенск —
    казацко-еврейский город


    Вознесенск (до 1795 г. Соколы) — город областного подчинения, центр района. Расположен на обоих берегах р. Мертвовод, в месте ее слияния с Южным Бугом, в 91 км от Николаева. Население — 50 тысяч человек. В 1775 г. эти пограничные земли были заселены казаками Бугского казацкого войска. Бугский егерский корпус под командованием генерал-майора М.И. Кутузова участвовал в осаде и взятии турецких крепостей Очаков, Измаил, Аккерман.
    10 мая 1795 г. состоялась торжественная закладка г. Вознесенска (на месте старой казацкой крепости Соколы). Первоначальная площадь города была 20 кв. верст. Заселение края происходило в основном выходцами из Украины, России, Молдавии. Евреи появились здесь как постоянные жители в конце XVIII столетия, после окончательного раздела Польши и присоединения ее к Российской империи.
    В 1817 г. в городе проживало 7,8 тысяч человек. Это были военнослужащие, мещане, купцы [1]. Возникают небольшие промышленные предприятия: 4 кожевни, 6 маслобоек, 11 мельниц. Торговали 12 лавок, винный погреб. Вознесенск становится крупным торговым центром Херсонской губернии. В год проводилось по 4 ярмарки. Наибольшей популярностью пользовалась Покровская. Торговый оборот ее составлял 100 тысяч рублей. Торговали зерном, лошадьми, крупным рогатым скотом, лесом. Через Вознесенскую пристань осуществлялась перевалка зерна в портовые города Одессу, Херсон, Николаев [2].
    В 1914 г. в городе проживало уже 18320 человек, более 1/3 из них составляли евреи. Традиционными их занятиями были торговля и ремесло [3]. В это время Вознесенск становится крупным промышленным центром Херсонщины. Заработали свечной завод, 5 кузниц, каретные мастерские, 3 маслобойни, мельница, мастерские по ремонту с/х орудий, винокурня, гончарня, 3 завода фруктовых вод. Из крупных предприятий города следует отметить завод сельскохозяйственных машин Шпехта, спиртовой, мыловаренный, обозный и пивоваренный заводы, речную пристань, ж/д депо. Только на речной пристани работало около 4 тысяч человек. Через город проходили торговые пути и почтовые тракты на Одессу, Киев, Крым, Екатеринослав. Действовала почтовая связь, телеграф, торговало 150 лавок.
    Более 6 тысяч среди городского населения составляли иудеи. Они владели небольшими кожевенными заводами, мельницами, фаэтонными мастерскими. Были прекрасными мастерами по выделке кожи, сапожниками, каретниками. Богатые купцы занимались хлебной торговлей, входили в число акционеров Вознесенского общества хлеботорговцев и общества судовладельцев. Крупным агентом по продаже хлеба, владельцем барж был Адольф Кибрик, отец (в будущем) народного художника СССР Евгения Кибрика. Богатый купец Зайчик владел несколькими домами в центре, вокруг базара на улицах Почтовой, Николаевской, Пушкинской, где проживали в основном евреи. Для нужд еврейского населения города были построены синагога и 6 молитвенных домов, 2 частных еврейских училища (в них учились 71 мальчик и 6 девочек), Талмуд-Тора для детей-сирот, действовали десятки хедеров [4]. Перед революцией 1917 г. евреи составляли 37,7 % от общего количества населения. Городским раввином был Я.М. Айзман, дядя большого семейства. Его племянники: Владимир и Григорий — были членами партии революционеров «Народная Воля», Моисей — еврейским беллетристом, Давид — известным писателем, автором популярных драматических и прозаических произведений из жизни евреев, другом Максима Горького.
    На одной из центральных улиц Вознесенска (возле рынка) находится ресторан «Владимир» — это здание бывшей центральной синагоги города. Взведена она была в конце XIX века, закрыта в 30-е годы XX столетия, в ее помещении находился пионерский клуб, после войны — ресторан «Украина»; здание сильно перестроено, потеряло свой первоначальный вид. В перестроенном виде сохранились и два молитвенных дома на ул. Пушкинской, 23 (жилой дом), и детская спортивная школа по пер. Урсулова, 5. Одноэтажный дом с высоким цоколем, с 5-ю окнами является частью сохранившегося старого молитвенного дома. В «Памятной книжке Херсонской губернии за 1911 г.» упоминается Вознесенская Талмуд-Тора, заведующим ее был Даниил Бродский. Как все училища подобного рода, она содержалась за счет религиозной еврейской общины. В год на ее содержание тратилось до 2000 рублей из сумм коробочного сбора. Мальчики-сироты 5-6 лет проживали здесь, получали элементарное образование и обязательно какую-либо рабочую специальность, так необходимую в дальнейшей жизни. О ее деятельности не раз писала газета «Восход» [4]. Открыта она была в специально построенном для нее 2-х этажном здании В. Зельцером в 1895 г. После 1917 г. там одно время находилась еврейская семилетняя школа, затем была контора военторга, в настоящее время это жилой дом. Дом практически сохранился в первозданном виде, не ремонтировался и не перестраивался, в настоящее время находится в аварийном состоянии.
    Культурные потребности населения удовлетворяли театр (на его сцене часто выступали приезжие профессиональные артисты) и небольшая публичная библиотека (книжный фонд — 1 тысяча книг).
    В стране все шире развертывалось революционное движение. Вознесенск не остался в стороне от него. В 1901 г. в городе создается социал-демократический кружок под руководством Евгении Бош и Ефима Синякова, распространяется марксистская литература, листовки. В 1903 г. у рабочего М. Шора полиция обнаружила листовку с призывом праздновать 1 Мая. Распространялись прокламации Николаевского комитета РСДРП, призывавшие бороться против самодержавия. В 1905 г. в Вознесенске состоялась маевка, в которой приняли участие 1,5 тысяч рабочих. Бастовали рабочие речной пристани, железнодорожники, рабочие завода с/х машин, почты, телеграфа, где работало много евреев.
    Требовали сокращения рабочего дня, политических свобод, созыва Учредительного собрания. Рабочие всех Вознесенских предприятий активно участвовали в Октябрьской всероссийской политической стачке. Для подавления революционных выступлений в город была направлена сотня 33-го Донского казачьего полка.
    В 1912 г. через Вознесенск проложили железнодорожную ветку Одесса-Бахмач, что еще более оживило экономическую жизнь города. В городе проживало 6 тысяч рабочих, положение их было тяжелым. Особенно ухудшилось оно в связи с началом I Мировой войны и уходом на фронт мужчин.
    Активно действовал профсоюз «Металлист», который объединил рабочих завода Шпехта и железнодорожного депо. В феврале 1917 г. в Петрограде было свергнуто самодержавие. В том же месяце в Вознесенске был создан Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, в состав которого входили представители различных политических партий, в том числе и депутаты-евреи. В июне 1917 г. была проведена 2-х месячная забастовка, в результате которой рабочие добились повышения заработной платы. После октябрьской победы большевиков в Вознесенске были созданы Военно-революционный комитет во главе в Ефимом Синяковым и отряд Красной гвардии во главе с Яковом Заславским, взявшие власть в свои руки. Евреи были практически во всех партиях: большевиков, меньшевиков, эсеров и, конечно, еврейских политических партиях. Революционные события 1917–1918 гг. вовлекли еврейскую интеллигенцию в важнейшие сферы общественной жизни. Но в целом следует отметить, что еврейское население Вознесенска, а его большинство составляли ремесленники и мелкие торговцы, было аполитично и не приветствовало революцию.
    Участниками гражданской войны были два брата — Мотя и Тевель Абрамовичи. Первый погиб под Киевом в 1919 г. А Тевель Абрамович возглавлял после войны артель «Гужтранс», был в 1937 г. репрессирован, чудом спасся, участвовал в Великой Отечественной войне, после войны был персональным пенсионером.
    В январе 1920 г. в Вознесенске и его окрестностях окончательно устанавливается Советская власть. Восстанавливается разрушенное хозяйство. Возобновили работу ж/д станция, депо, завод с/х машин, типография.
    1921–1922 гг. Николаевщину постиг голод. Вознесенская молодежь собрала 5788 пудов хлеба и 38 млн. рублей для оказания помощи голодающим землякам и жителям Поволжья. Дети-беспризорники, жертвы гражданской войны (в том числе и еврейские) были определены в детский дом. В 20-е годы вступили в строй электростанция, мельницы, маслобойни, консервный и кирпично-черепичный заводы, машинно-тракторная станция. Росла тяга трудящихся к знаниям. К 1925 г. действовали 4 начальные школы и одна семилетняя, торгово-кооперативная и профессионально-техническая школы. В них трудилось 80 педагогов и обучалось 2209 детей. Кроме того, в Вознесенске было два техникума: индустриальный и агрономический. Школа № 3 была еврейской, в ней обучалось 116 детей, работало 2 учителя. Для еврейских детей-сирот в 1920 г. был также открыт детский дом. Воспитанников, окончивших 6 классов, направляли в школу ФЗУ, а лучших — на рабфак в Николаев.
    Развивается культура: в 1921 г. открывается ж/д клуб им. Карла Либкнехта с библиотекой при нем (в том числе и 80 книг на идиш). В городе открылся районный дом культуры, две библиотеки, два кинотеатра. Местные журналисты объединились в литературный кружок, издавали рукописный журнал «Поток», возникло общество художников, которое устраивало выставки (об этом в своих воспоминаниях пишет Евгений Кибрик) [5].
    Но в то же время полным ходом идет наступление на религию. Один за другим закрываются молитвенные дома «по просьбам трудящихся». В 1928 г. на собрании по поводу закрытия молитвенного дома на ул. Купеческой присутствовало 500 человек, решено в его помещении открыть коммунистический еврейский клуб. В заключение председатель собрания сказал: «Да здравствует Коммунистическая партия Советского Союза, Советская власть, которая дала нам возможность развиваться на родном своем языке».
    В 1940 г. промышленные предприятия Вознесенека произвели продукции на 35 тысяч рублей, на них работало около 9 тысяч рабочих. Евреи работали на заводе с/х машин «Красный техник» (бывший завод Шпехта), в паровозном депо, на консервном заводе, но в основном на промышленном и пищекомбинатах, в которые объединились бывшие кустари. Они выпускали кирпич и черепицу, керамическую посуду и мебель, муку и растительное масло, обувь и одежду [6].
    Но наступил 1941 г. Началась Великая Отечественная война. 6 тысяч вознесенцев ушли на фронт, в том числе и евреи. Вот только некоторые из них: Дратман М., Агропович М., Абрамович X., Озер Р., Меерович Н., Шахзановский Л. — всех не перечислить. Сотни евреев не вернулись с поля боя, в том числе и Герои Советского Союза, командир торпедных катеров Коршунович А.П. и летчик Кордонский Ш.А. Уроженец города Вознесенека Кордонский Шика Абрамович родился в 1915 году. Затем переехал в Одессу, где окончил школу ФЗУ. В 1935 году поступил в Ейскую школу морских летчиков. 28 сентября 1943 года группа торпедоносцев потопила немецкий транспорт на Черном море. У румынского города Констанца командир направил объятый пламенем самолет на базу с горючим, где находились нефтяные резервуары. 4 октября 1990 года Указом Председателя Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Ш.А. Корданскому было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
    В то время, когда мужчины-евреи были на фронте, во рвах возле сел Яструбиново и Бугские хутора фашисты расстреляли тысячи людей — стариков, женщин, детей. 6 августа 1941 г. гитлеровцы захватили город, в Доме № 27 по ул. П. Шмидта находилось гестапо, где истязали советских людей. По свидетельствам жителей города, было расстреляно 200-250 евреев. В основном осенью 1941 г. расстрелы проходили на выгоне возле Натягайловки.
    По документам Николаевского областного архива, расстреливали не только местных жителей, но и евреев, угнанных из Молдавии и Одессы. 12 января 1942 г. к хутору Криворучко у Картакузовки (сейчас с. Прибужаны) было пригнано 750 человек. Содержали их в неотапливаемых сараях, фермах, прямо под открытым небом, не кормили и не давали воды. А 7 марта 1942 г. согнали все местное население. Заставили собрать солому, хворост, подвезли горючий материал — бензин, керосин. На дне оврага развели гигантский костер, и подводя этих несчастных к оврагу, расстреливали и бросали в огонь, не глядя живой человек или мертвый. Так зверски были уничтожены все 750 человек. По рассказу свидетельницы Марии Рожко, «от горения человеческий тел на протяжении нескольких суток стоял невыносимый запах».
    Расстрелы также происходили у пос. Зеленый Яр, пос. Веселый Раздол, где было расстреляно 230 человек, а также у с. Яструбиново, где возле пруда и у каменоломен расстреляно около 3500 человек (из акта Чрезвычайной государственной комиссии, председатель сельсовета Литвиненко и секретарь Шевченко) [7]. Свыше 1000 советских граждан-одесситов было расстреляно вблизи с. Дмитриевка. В 1961 г. здесь установлен памятник.
    20 марта 1944 г. войска III Украинского фронта под командованием Р.Я. Малиновского освободили г. Вознесенск. Город лежал в руинах. Предприятия, учреждения, объекты культуры, школы, жилые дома — все надо было отстраивать заново. Возвратились из эвакуации уцелевшие еврейские семьи и фронтовики с войны. Были восстановлены ж/д узел, Александровская гидроэлектростанция, МТС, пекарни, промкомбинат. За последние 25-30 лет в Вознесенске построены новые корпуса швейной фабрики и крупнейшего в Европе кожевенного завода, мясокомбината и винсовхоза «Зеленый Гай», завода прессовых узлов и завода кузнечно-прессового оборудования (бывший «Красный техник»). Открыты новые школы и больничный комплекс, медицинский техникум, построены новые микрорайоны.
    В 1973 г. на центральном стадионе построили мототрек. Мотобольная команда «Восход» не раз была призером чемпионатов СССР. Начальником команды долгие годы был полковник Урман Илья Миронович, участник Великой Отечественной войны, заслуженный работник культуры.
    В 1980 г. в городе был открыт художественно-мемориальный музей народного художника СССР, академика Е.А. Кибрика. В нем собрано 1,5 тысяч и живописных и графических работ художника, его личные вещи.
    В наше нелегкое время город сохранил свой промышленный потенциал. Успешно работают кожобъединение «Возко», сырзавод, завод прессов, мясокомбинат.
    В городе в последние годы возрождена еврейская община, которая состоит из нескольких сотен человек. Руководит ею Дмитрий Абрамович [8]. Проводятся еврейские религиозные праздники, культурные мероприятия. Благотворительный фонд «Хесед Менахем» помогает пожилым и больным людям.
    Вознесенцы гордятся своим прошлым, надеются на лучшее будущее и все делают для его осуществления.

    литература1. Список населенных пунктов Херсонской губернии. – Херсон, 1896 г.
    2. Города России на 1904 г., СПб, 1906 г.
    3. Справочная книга Херсонской губернии. – Херсон, 1917 г.
    4. Газета «Восход» № 20, 23, 24, 59 за 1901 г.
    5. О.Ф. Ковалева, В.П. Чесетов. Очерки истории культуры Южного Прибужья. Кн. 1, – Николаев, 2000 г.
    6. В. Ованесян. Долина богини Дана. – Вознесенск, 2001 г.
    7. Документы Государственного Архива Николаевской области ГАНОР-1002, оп. Д-15, 16.
    8. Газета «Яхад», № 7, 2002 г.
     

Поделиться этой страницей